Недвижимость в Подмосковье: Серпухов, Протвино, Серпуховской район. Калужская область
доска объявлений
Для успешной продажи квартиры необходимо иметь на руках довольно объемный пакет документов. Приступая к их сбору, лучше всего проконсультироваться у профессионала. Но определенное представление о «бумажной» составляющей сделки нужно иметь каждому.
До недавнего времени для совершения сделки требовался ряд обязательных документов плюс, в зависимости от ситуации, те или иные дополнительные справки, выписки и прочее. Сейчас зарегистрировать куплю-продажу гораздо проще. По сути, для регистрации требуется всего лишь подписанный обеими сторонами договор купли-продажи.
Однако осторожный, грамотный покупатель не станет слепо подписывать договор, не удостоверившись, что и с остальными, «необязательными», документами у продавца все в порядке.
Более того, новая практика Росреестра вводит в соблазн недобропорядочных граждан. Например, уже после регистрации, получив с покупателя деньги, продавец-мошенник имеет возможность собрать задатки еще с нескольких желающих улучшить жилищные условия. Ведь у него на руках остаются документы без каких-либо пометок о прекращении права собственности на квартиру. О том, как не стать жертвой этой порочной практики, БН расскажет в одной из ближайших публикаций. А сейчас – о документах, которые может (и даже должен) потребовать у продавца покупатель.
Существует около десятка форм владения недвижимостью, каждой из которых соответствует свой документ, устанавливающий право собственности.
Содержание этой бумаги зависит от того, при каких условиях вы стали владельцем квартиры. Например, квартира была получена в результате мены, стала вашей по договору купли-продажи, была подарена, получена в наследство, перешла из государственной собственности в вашу в результате приватизации. Соответственно, во всех этих случаях правоустанавливающий документ – это договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, договор передачи в собственность (в случае приватизации). Точно так же правоустанавливающим документом может являться решение суда, если продавец стал собственником в результате какого-либо судебного разбирательства.
Второй важный документ – свидетельство о регистрации права собственности в Росреестре (ранее назывался ФРС, еще ранее – ГБР). Обычно если у человека имеется правоустанавливающий документ, то должно быть и свидетельство, ведь владение объектом недвижимости начинается именно с момента регистрации права.
Порою люди после получения первого документа не спешат идти в Росреестр за вторым. Потому что собственность уже подтверждена, новые замки в двери врезаны, словом, можно жить. Однако покупатель может (даже должен) потребовать у продавца эту бумагу. Поэтому продавцу лучше заранее озаботиться ее получением, чтобы не терять времени впоследствии.
Собственник объекта недвижимости имеет право по своему усмотрению распоряжаться им. Однако зарегистрировать переход права собственности он может только при наличии кадастрового паспорта объекта (за исключением случаев, когда квартира уже стоит на кадастровом учете).
Кадастровый паспорт содержит в себе технические характеристики объекта и имеет кадастровый номер. С недавнего времени обязанность выдавать кадастровые паспорта также переложена на Росреестр. Заказать документ можно также в районном МФЦ (многофункциональный центр).
Вообще паспортов у квартиры два: кадастровый и технический. Последний тоже желательно иметь на руках.
В отличие от кадастрового, где есть только номер объекта и условное описание характеристик квартиры, технический паспорт содержит оценочную стоимость объекта на текущий год и полный список характеристик. (Правда, указанная там стоимость – инвентаризационная, не имеет к рынку никакого отношения.)
Техпаспорт важен потому, что с его «необязательностью» часто не согласен покупатель. Ему важно, чтобы увиденное на просмотре предлагаемой квартиры было подтверждено официальным документом.
Точно так же покупатель или его представитель (риэлтор) может попросить предъявить выписку из ЕГРП.
В Единый государственный реестр прав (ЕГРП) стекается вся информация о сделках. Формирует и содержит этот документ Росреестр. Любой гражданин может заказать выписку из ЕГРП, для того чтобы узнать, у кого в собственности интересующий его объект, не находится ли данная квартира в залоге у банка, не имеется ли каких-либо других обременений, например, решения суда об аресте имущества.
С недавних пор за выпиской уже необязательно ехать на улицу Красного Текстильщика, 10/12, где занимает здание служба Росреестра, или в МФЦ, которые есть в каждом районе. Выписку можно получить в электронном виде, заказав на сайте службы.
Правда, покупателям нужно иметь в виду, что информация, предоставленная ЕГРП, актуальна только на день выдачи. Возможно, полученная вчера выписка уже сегодня не будет отражать реального положения вещей. Например, собственник сразу после посещения Росреестра (или компании, помогающей получить выписку, минуя очереди и не тратя времени на ожидание, которое может занять от пяти до десяти дней) отправится в банк и возьмет кредит под залог этой же квартиры. Тем не менее и продавцу получить такой документ желательно, и покупателю квартиры нелишне будет самостоятельно заказать выписку перед совершением сделки, чтобы не приобрести кота в мешке.
Еще один документ, необязательный для Росреестра, но важный для продавца (так как его, вероятнее всего, захочет видеть покупатель), – форма 9. В «девятке» указаны данные о регистрации в квартире каждого жильца на текущий момент.
Закон не ограничивает срок действия формы 9, но многие организации, как государственные, так и коммерческие, для обращения в которые вам может понадобиться этот документ, самостоятельно определяют срок его действия. Обычно к рассмотрению принимаются «девятки», которым не больше месяца. Однако покупатель может потребовать «свежую бумагу». Поэтому при сделках и операциях с недвижимостью иногда приходится получать эту справку несколько раз – на разных этапах процесса. Требуя новую справку, покупатель стремится обезопасить себя от приобретения жилья с прописанными в нем посторонними людьми.
Если продаваемая квартира была приобретена супругами после регистрации брака, то она считается совместно нажитым имуществом. Поэтому требуется письменное согласие супруга на сделку. Впрочем, в последнее время все чаще практикуются договорные отношения между супругами, подписываются брачные договоры, по которым приобретенная в браке недвижимость является собственностью кого-то одного. В таком случае вместо согласия среди документов должен быть заверенный нотариусом брачный договор.
Если собственником или одним из собственников квартиры является несовершеннолетний, то требуется разрешение на сделку со стороны отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования.
Перечень документов для продажи квартиры:
Правоустанавливающий документ
Свидетельство о регистрации права собственности
Кадастровый паспорт
Технический паспорт
Выписка из ЕГРП
Форма 9
Согласие супруга / брачный договор
Разрешение на сделку со стороны отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования
Источник: Бюллетень Недвижимости
Фото: belbeton.ru